Четверг, 25 Апр 2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мій рідний край [2]
Методична робота [22]
1 - клас [0]
2 - клас [0]
3 - клас [0]
4 - клас [1]
5 - клас [0]
6 - клас [0]
7 - клас [0]
8 - клас [0]
9 - клас [0]
10 - клас [0]
11 - клас [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мій рідний край

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ГОРОДА МИУСИНСК

Донские казаки рассказывают о ногайском князе Иштереке. У него долго не было детей. Когда же русская пленница родила князю дочь Султанет, выяснилось, что ребёнок неизлечимо болен. Ни один лекарь не мог облегчить страдания девочки.

Один странник посоветовал князю отвезти дочь к родникам Кара-су (Чёрный мертвый ключ) и Ак-су (Белый ключ). Иштерек со своим войском прошел долгий путь, переплыв семь рек. Но кого бы ни расспрашивали княжеские слуги, никто не мог им точно указать, где находятся Кара-су и Ак-су. Случайно встреченный слугами старик рассказал войсковому священнику, что источники нужно искать на Мёртвом Донце, на землях, принадлежащих русским.

Целебные ключи действительно были там. Как только няньки искупали Султанет в водах Кара-су, она сразу же почувствовала большое облегчение. А когда княжна выпила воды из Ак-су, то полностью исцелилась. И впоследствии, сколько бы больных ни приходило к источникам, все получали здоровье и силу.

 

Поэтичное описание одного из таких степных родников оставил А. П. Чехов в своей повести «Степь»:

«Около полудня бричка свернула с дороги вправо, проехала немного   шагом  и  остановилась.Егорушка  услышал   тихое,  очень ласковое журчание и почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух. Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю и, прозрачная,  весёлая, сверкающая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда- то влево. Недалеко от холма маленькая речка расползлась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно выпивая её, отнимали у неё силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такой же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока…»

 

 Источник, расположенный на территории города Миусинск (до 1965 – посёлок Ново-Павловка) был              открыт сравнительно недавно – всего столетие тому назад. Но недаром его называют не иначе, как «святая криница». Почитание этого места столь велико, а история его столь необычна, что познакомиться с ней было бы интересно каждому.

     В начале ХХ века земли Ново-Павловки принадлежали трём землевладельцам: Маркову, Ивану Васильеву и Семёну Редечкину. Усадьба Марковых, «Марковская   экономия», находилась невдалеке от сельского храма. Двухэтажный хозяйский дом, выстроенный из красного кирпича, сохранился до наших дней.

В 1905 году с тридцатилетней Прасковьей Фёдоровной Марковой произошёл несчастный случай: её укусила за ногу собственная собака. После этого хозяйка буквально помешалась, начала слабеть. Её состояние ухудшалось с каждым днём.  Больная лежала уже без движения, почти при смерти, когда ей приснился необычный сон. Над высокой горой  стояла Божия Матерь. У Её ног, с самой вершины горы бил ключ. «Через воду из этого ключа, – услышала Маркова во сне, – ты и получишь исцеление».

Утром хозяйка рассказала о том, что ей привиделось ночью. Казалось бы, что только не приснится тяжело больному человеку? Уже невероятно то, что вода била с вершины горы. Но оказалось, что такой источник действительно существует, и не где-нибудь, а в самой Ново-Павловке.

Об этом рассказали местные пастухи. Однажды они пасли на горе панских овец. Заметили на земле что-то влажное. Поняли, что это родник. Начали раскапывать. Через некоторое время, когда образовалась небольшая ямка, на поверхности воды, её наполнившей, пастухи отчетливо различили изображение Богоматери с Младенцем.

Маркову привели на указанное место. Она тут же узнала источник, который видела во сне. Ей дали выпить родниковой воды, и она сразу почувствовала себя лучше. А после нескольких посещений источника полностью исцелилась. После этого колодец выложили камнем, а над ним поставили кирпичную часовню. Маркова пожертвовала туда большую икону великомученицы Параскевы Пятницы, а также велела заколоть быка и приготовить под горой праздничный обед. «Всё село тогда накормили», – говорят старики.

О чудотворном источнике узнала вся округа. Народ  стекался к этой святыне отовсюду, не только из городов и сёл Области Войска Донского, но также Екатеринославской, Харьковской, Курской, Белгородской губерний. Чтобы испить воды из целебной новопавловской криницы, люди пешком преодолевали сотни километров опасного в то время пути. Добавим, что святую Параскеву своей особой покровительницей считали чумаки и купцы. «Ей <…> наши предки усвоили покровительство над торговлей и от неё-то у нас известны Пятницкие торги» (протоиерей С. Булгаков). Скорей всего, именно торговые люди  привезли в наш  край среднерусский обычай праздновать день памяти святой Параскевы на десятую пятницу после Пасхи. Обычай этот довольно распространён в центральной России, между тем как на Украине великомученице Параскеве празднуют в соответствии с церковным календарём – 10 ноября по новому стилю (так называемые «другі пятінки» или «Параскева временная»).

Почему же именно чумаки особенно почитали святую новопавловскую криницу?

Не следует забывать, что через Ново-Павловку с XVII века проходил Бахмутский чумацкий шлях. Из Бахмута (ныне г. Артёмовск Донецкой области) в Ростов-на-Дону и Новочеркасск везли из местных копей соль, а оттуда – рыбу. За один день чумацкий обоз, который мог состоять из 100 маж (телег) с грузом по 500 кг каждая, иной раз покрывал до 60 км. Кроме того, по свидетельству А.Задорожного, в то время река Миус, протекающая через посёлок, была ещё судоходной: по ней сплавляли баржи с углём.

Проходя через Криндачёвку (ныне г. Красный Луч), чумаки останавливались здесь на ночлег. Далее их путь лежал в Ново-Павловку. Грунтовая дорога, проходившая через леса и болота, была сплошь усеяна крестами. Многие погибали здесь от рук разбойников. Особенно крепкой была шайка во главе с атаманом Павловым, промышлявшим в Ново-Павловке. Здесь чумаки никогда не ночевали, несмотря на то, что село было богатым и многолюдным.

Зато обязательно делали остановку возле святой криницы, чтобы испить целебной воды и помолиться своей покровительнице – святой великомученице Параскеве.

На источник приезжали люди и богатые, и интеллигентные. Их, естественно, заинтересовали необычные свойства новопавловской воды. Химический анализ показал следующее: по содержанию солей это нормальная столовая вода. Но при этом, концентрация ионов серебра превышала норму в несколько раз. Стало быть, вода протекает сквозь залежи серебряных руд.

Незадолго до начала Первой мировой войны (1914г.) владелец одного из соседних сёл П. И. Штерич наметил здесь разработку серебра.

«…Привезли буровую установку и начали бурить на горе, повыше источника.

На каком-то десятке или сотне метров из скважины хлынула вода с такой силой, с таким напором, что сорвала установку, покатилась рекой на село. Затопило близлежащие улицы. Целую неделю пытались утихомирить скважину. Едва заглушили». 

Из  воспоминаний И. Денисова

После этого все работы по строительству рудников были прекращены.

   2.

Во время революционных событий в Ново-Павловке были расквартированы казачьи отряды генерала Каледина. Красноармейцы под командованием Никиты Переверзева несколько раз выбивали казаков из села. Ново-Павловка переходила из рук в руки, а смена власти всякий раз сопровождалась массовыми расстрелами. Наконец, с помощью солдат из Царицына (ныне г. Волгоград) в селе была установлена советская власть. Марковы в это время уже покинули Россию. В их опустевшей усадьбе вначале располагалось правление Штергрэсстроя, затем поселковый совет, а на территории бывшей экономии – пекарня.              Тревожное время давало о себе знать. В     послереволюционные годы к источнику стало приезжать всё меньше и меньше людей.  

С 1923 г. в Ново-Павловке и Штергрэсе стали действовать коммунистическая и комсомольская организации. Они были достаточно сплочёнными, кроме того, в селе находилось много приезжих коммунистов. Сельские активисты  проводили интенсивную атеистическую пропаганду, не останавливаясь ни перед чем. Часовня над святым источником тогда же была ограблена и разорена.

В этом же 1923 году накануне Пасхи решили устроить своё «погребение плащаницы». Из числа комсомольцев выбрали девушку, положили её в гроб     и с песнями обнесли вокруг сельского храма. Когда церемония окончилась, девушка не смогла сама выйти из гроба. Она ослепла и, как оказалось, на всю жизнь. После этого случая ни храм, ни святой источник никто не трогал.

А люди по-прежнему приезжали за целебной водой.

Часовня в то время была маленькой, войти в неё могло всего несколько человек. Купола не было, на крыше стоял один крест. На ночь часовню закрывали. Местные жители присматривали за ней, периодически красили, ремонтировали. Всегда было чисто, хоть и бедно. Во многом давало о себе знать недавнее разорение.

Поднявшись на гору, люди сразу шли к часовне, обязательно прикладывались к иконе, молились и набирали воду. На Крещение, 10-ю пятницу после Пасхи, и некоторые другие праздничные дни служились водосвятные молебны. Духовенство в таком случае становились у дверей часовни, а люди – вокруг неё.

«Сестра моей бабушки (умерла в годы войны) страдала тяжёлой болезнью. Её ноги гнили до самих костей. Она ходила на святую криницу, пила воду и обливала ею ноги. И вскоре полностью вылечилась».

                                                Записано 18 января 2006 г.

 «Чудес происходило много. Люди сами рассказывали. Мы приезжали сюда до войны, сами читали молитвы. При мне батюшки и монахи приезжали, хотя служба была один  раз в год. Батюшки приезжали, служили, пели. Но проповедей не говорили и в отдельности ни с кем не беседовали.

Обычно людей на криничке бывало немного, иногда вообще не было. Съезжались все на праздник. А так – заходили, молились про себя. Пели, когда собиралось много народу, и пели хорошо. Но обычно приходило мало людей. Придут, наберут воды – и домой. Хотя бывали люди издалека. Далеко знали нашу криничку».

Из воспоминаний схимонахини Ангелины

Приезжал на источник и иеромонах Серафим (+1956) из с. Астахово. Он известен как прозорливый старец. Находился в дружбе с луганским диаконом Филиппом Горбенко, также известным старцем. За свою верность Христу отец Серафиму пришлось пострадать – он был дважды репрессирован.

«Приехала как-то к отцу Серафиму женщина с сыном. У мальчика вываливается язык, он не может говорить. Старец завёл его в алтарь, вложил язык в рот, прошёл с мальчиком по алтарю и вывел в храм. После этого указал на мать:

Кто это?

Мама, чётко выговорил мальчик.

Матери отец Серафим сказал:

А ты сходи на новопавловскую криницу пешком, набери воды и принеси сюда».

Записано 21 марта 2006 г.

.   .   .   

Скачать очерк полностью

Категория: Мій рідний край | Добавил: 7serge (18 Окт 2011)
Просмотров: 2873 | Теги: СВЯТОЙ ИСТОЧНИК | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Календарь
Прогноз погоды
Кошки - мышки
Часы

Copyright MyCorp © 2024 |